Пальчиковые игры в коррекционно-речевой работе
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому тренировка движений пальцев кисти и рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки и письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
1. «Пальчиковый бассейн» легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6-8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует активизации двигательных кинестезий, улучшает динамический праксис.
2. «Волшебный горох, фасоль»
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большими и указательными пальцами берет горошины одну за другой и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия – смена рук, каждая горошина берется на ударный слог.
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки –
Руки держат все горошки.
3. «Разноцветные прищепки». Этот прием заимствован из опыта работы экспериментальной клинической лаборатории для детей инвалидов в институте физкультуры г. Москвы. Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры. Показаниями к применению этого вида работы являются глубокие задержки психоречевого развития, личностные нарушения у детей с чертами инфантилизма, атонически-астатическая форма ДЦП.
Разработана схема проведения этого, весьма эффективного вида работы; продолжительностью процедуры от 3-5 минут до 7-10 минут:
1-3 дни – большой палец;
4-6 дни – большой и указательный пальцы;
7-9 дни – большой, указательный, средний пальцы.
Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме.
Если во время сочетанной процедуры массажа и прищепок у ребенка возникают негативные эмоциональные реакции, возбуждение, процедуру необходимо прекратить.
Творческая фантазия может подсказать различные варианты дополнительного использования этих ярких разноцветных приспособлений. На занятиях с малышами они могут выполнять роль сенсорных эталонов цвета при автоматизации качественных прилагательных, обозначающих цвет («Возьми красные прищепки» «Какие прищепки я посадила на пальчик?»).
С их помощью у детей можно закреплять представление о множестве, используя количественные и порядковые числительные («Сколько прищепок я посадила на пальчики?» «Какого цвета вторая прищепка?» «Сколько сняли (посадили)?» «Сколько всего стало?»)
4. «Котенок кусается»
Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог (от указательного пальца к мизинцу и обратно).
После 1-го двустишия – смена рук.
2 3 4 5
Кусается сильно котенок-глупыш,
5 4 3 2
Он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
2 3 4 5
Но я же играю с тобою, малыш,
5 4 3 2
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
5. «Зубные щетки»
Растираем зубной щеткой сначала подушечку пальчика, затем медленно опускаемся к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики – удальчики.
6. «Орешки»
Берем грецкие орехи и катаем между ладонями (по кругу).
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
7. «Травка» (используется пороговый коврик)
Берем квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Кладем его перед собой, и обе руки делают на нем движения соответственно тексту.
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки.
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, но напрыгались устали.
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать.
Прыгаем всеми пальцами по коврику.
Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев.
«Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик.
Ладони поочередно гладят коврик.
8. «Щеточки»
Даем ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
9. «Бигуди»
Можно использовать как массажер, катая их между ладошками.
Бигуди в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
10. «Волшебные шары»
Берем воздушные шары, наполненные мелкой солью, и нажимаем пальцами обеих рук на шар на каждый ударный слог.
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
И легонько их сжимает –
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.
11. «Эспандер кистевой»
Ребенок сжимает в руке эспандер кистевой (мячик резиновый или любой другой предмет, который сопротивляется при сжатии). Сжатие – на ударные слоги.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка умнее.
12. «Резиночки»
Используем резиночки для денег, одеваем на руки и играем по типу «гармошки».
На гармошке я играю
Целый день, целый день.
На гармошечке играть
Мне не лень, мне не лень.
13. «В зоопарке» (решетка для раковины, подставка под горячее).
Берем решетку для раковины, кладем ее на стол. Ребенок ходит указательными пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно.
В зоопарке мы ходили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
14. «Лыжники» (пробки от бутылок)
Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы. И «идем» пальцами, как ножками, не отрывая их от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
(смена рук)
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
(смена рук)
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые ботинки.
(смена рук)
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
15. «Катушка ниток»
Катаем катушки в ладошках. Наматываем нитку на катушку. Вместо катушки можно использовать клубок ниток.
Намотаю ниток много
На клубочек я, друзья.
Чтобы бабушка связала
Шарфик теплый для меня.